Моршанский историко-художественный музей был открыт в 1918 году. Он располагается в бывшем магазине верхней одежды купца Каверина, в одном из лучших зданий города. Основателем и первым руководителем его был замечательный археолог, художник П.П. Иванов. Музейная коллекция на 95% сформирована стараниями Петра Петровича.
О создании музея Иванов просил власти ещё в 1912 году, но его мечта осуществилась только через 6 лет. Он задумывает создать такой музей, где уникальность и бесценность экспонатов не только радовал бы праздный глаз, но и прочно удерживала связь времён и поколений.
Когда забирали утварь из храмов, закрывали церкви и сжигали иконы, Иванов одним из первых обратился к новой власти с призывом, сохранять культурное наследие. Пётр Петрович, получив полномочия, разъезжал сам по деревням, спасая раритетные ценности. Все собранные за 15 лет накопления Иванов отдал в музей, став первым его директором.
В этой должности проработал до осени 1942 года. Когда в первую военную зиму топить было нечем, многие музеи использовали в качестве дров второстепенные экспонаты. Иванов, оставшись в здании один, замерзал, в результате чего заболел и скончался, но ни один экспонат из коллекции не пропал. Директор умер на рабочем месте.
Дальнейшим расширением коллекции занимались ученики и сподвижники П.П. Иванова.
На первом этаже расположились экспонаты, связанные с историей города Моршанска.
Первый зал без слов говорит о купеческом прошлом города. На одной из витрин зонт художника Иванова, мольберт, кисти и краски. Пётр Петрович любил рисовать.
Кованая железная лестница ведет на второй этаж. На лестничном пролёте сохранилось большое зеркало, где посетительницы магазина купца Каверина, рассматривали себя в обновках.
Второй зал посвящён церковным реликвиям, много деревянной православной скульптуры.
Народная деревянная скульптура «Спас полуночный» или «Христос сидящий»; образ Христа, сидящего в темнице, в цепях и с колонной —уникальные скульптуры по технике исполнения и воплощения образов. Царские Врата, Большое Патриаршее Распятие, Церковные книги и церковная утварь, Чудотворная икона Николы Можайского, ангелы и серафимы — всего и не перечислишь .
Особую ценность представляет икона «Умягчение злых сердец. Пресвятая Богородица», она написана в последней трети XIX века. Епископ, отобразивший Богоматерь, позже был причислен к лику святых.
Глаза и руки Богородицы создают единое целое. Образ получился на редкость нежным и добрым, способным умягчить самое жестокое сердце.
Третий зал — живопись и интерьеры. Среди картин много произведений не только русских, но и европейских мастеров: Фламандская школа, мастерская Рубенса.
Коллекция восточного искусства: посмотрев на китайский фарфор и курительные трубки, можно понять, что в позапрошлом веке Моршанск поддерживал торговые связи как с Европой, так и с Азией.
Никого не оставят равнодушными мебель, посуда и сервизы из имения Долгоруких, они могли бы украсить собой любой столичный музей.
На одном из стендов красуется грамота императора Павла I. Согласно воле монарха, имение Сосновка было подарено генералу, бывшему военному рижскому губернатору — Христофору Ивановичу Бенкендорфу. Бенкендорфы Революцию приняли, добровольно передав имущество директору музея П. П. Иванову. Сами поселились по соседству в небольшом домике, но позже из России таки уехали. Недалеко от грамоты можно увидеть бюсты графа и графини Бенкендорфов.
Четвёртый зал тематически поделён на две половины, где граница проходит по 1917 году. Не каждый музей может похвастаться произведениями Айвазовского, Шишкина, Поленова; настольными скульптурами Николая Либериха и Евгения Лансере.
Во времена первых пятилеток Иванов продолжал пополнять коллекцию. На смену изящным столовым сервизам и фарфоровым фигуркам пришла агитационная посуда.
В фондах музея хранятся интереснейшие археологические коллекции древне-мордовских могильников VIII–XI веков раскопанных бывшим директором музея П.П. Ивановым в 1927-1937 годах. В Моршанске вторая в России по величине и качеству коллекция древнерусской деревянной скульптуры. Она представлена более 70 произведениями XVII–XVIII веков, выставочным залом и залом древнерусского искусства. Лучшие экземпляры посылаются на выставки.
Все с большим интересом слушали экскурсовода Новичкову Е. После экскурсии создалось впечатление, что мы побывали не просто в музее, а в «Малом Эрмитаже»!
Музей – это место где можно узнать и приобщиться к нашей истории, истории родного края!