bar

ПРАКТИКА КЕЙС-СТАЖИРОВКИ

ПО АРХИТЕКТУРНО- СТРОИТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 08.02.01 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»

И 07.01.01 «АРХИТЕКТУРА».

Варламова С. А.,

Косухина Л. В.,

преподаватели ТОГБПОУ

«Многоотраслевой колледж» г. Моршанска

При ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж» создано архитектурно- строительное бюро АИС (архитектура и строительство), которое осуществляет консультативную, методическую и информационную помощь проектным организациям г. Моршанска.

Актуальность темы и проблем.

Переход к рынку обусловливает растущий спрос на рынке труда на работников, обладающих хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных решать на своём рабочем месте различные проблемные задачи, а также умеющих самостоятельно учиться и повышать свою квалификацию.

В рыночных условиях каждый гражданин должен приобрести:

- широкие знания, обеспечивающие возможности приспособиться к изменениям, происходящим в обществе и экономике;

- прочные базовые навыки и умения, способствующие дальнейшему обучению;

- надлежащие познавательные умения и навыки, и более усложнённые навыки познавательного мышления;

- достаточный опыт в применении знаний и навыков для решения незнакомых проблем и задач;

- умение и опыт делать выбор и осуществлять право голоса;

- уважение к различным, а также к общим правилам гражданского поведения, формирующим основы доверия и сотрудничества в обществе.

Работодатель требует от выпускника умения гибко использовать имеющиеся знания, мыслить и находить решения задач в незнакомых условиях, распознавать проблемные вопросы и отвечать на них.

Содержание и структура учебных планов, программ и учебников, а также методы и приёмы обучения не всегда направлены на приобретение обучающими таких умений, это является одно из проблем современного образования.

Система образования должна чутко реагировать на изменения условий в экономике. Один из возможных вариантов - это комбинированное использование различных методов и способов повышения качества подготовки обучающихся – использование кейс- технологий, включающих проведение регулярных встреч со специалистами строительной сферы производства.

Стажировка в архитектурно- строительном бюро АиС— это отличная возможность поработать с задачами из мира реальной инженерии, познакомиться с опытными практиками инженерами- проектировщиками, пополнить свое портфолио новыми кейсами и даже найти работодателя.

Метод кейс- технологий является одним из приоритетных направлений развития и совершенствования системы образования, он показывает актуальность проекта в части реализации Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на пероид до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р, а также реализации стритегических документов социально- экономического развития Тамбовской области.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Возможности использования данного метода очень широкие. По технологии применения он относится к классу методов решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию.

Метод кейс- технологий является одним из приоритетных направлений развития и совершенствования системы образования

Цели и задачи проекта.

Цель:

Создание комплексной системы профессиональной ориентации, обеспечивающей взаимодействие учебного процесса с работой городских проектных организаций, и рациональное использование цифровых образовательных ресурсов для решения вопросов профессионального становления выпускников колледжа

Задачи:

  • Стажировка в архитектурно- строительном бюро АиС

  • Возможность работы с задачами из мира реальной инженерии,

  • Знакомство с опытными практиками инженерами- проектировщиками,

  • Пополнение своего портфолио новыми кейсами

  • Возможность найти работодателя.

  • Развитие механизмов партнерства образовательной организации с производственными предприятиями для практикоориентированного обучения.

В состав данного бюро входят преподаватели и студенты отделения «Инженерное дело» укрупненной группы специальностей 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и 07.01.01 «Архитектура». Студенты могут практиковаться в решении реальных, проектных задач

Стажировка состоит из кейсов, основанных на реальных архитектурных, строительных объектах, а также личном профессиональном опыте специалистов.

  • всем, кто хочет познакомиться с реальными проектами и попробовать себя в качестве работника архитектурной мастерской или проектного бюро

Каждый кейс предполагает самостоятельную работу стажера, включая:

  • анализ исходных данных

  • составление плана работы

  • разработку соответствующих чертежей и расчетов

  • подготовку производственной документации

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

Задачей студентов является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

Форма проведения кейс проекта групповая, индивидуальная и самостоятельная аудиторная и домашняя. Формы кейсов разнообразны и отличаются друг от друга по структуре. Применяются структурированные (содержащие четкие, конкретные, упорядоченные данные и предполагающие столь же четкое исполнение), неструктурированные (содержащие обилие данных и дающих простор для творчества), и первооткрывательские (проверяющие способности студентов мыслить креативно, нестандартно, что полезно, например, при отборе будущих специалистов работодателями). Что, конечно, позволит добиться двух главных целей: привлечения студентов к творческой деятельности и освоить нестандартные, нетипичные, но весьма нужные практический навыки проектирования.

В данной пратике преподавателями используются творческие методы:

Методы учебного познания (когнитивные):

  1. Метод сравнения учебных и реальных проектов.

  1. Метод эвристических вопросов (применяется для самостоятельного изучения материала). Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

  1. Метод образного видения.

Результат работы выражается в графической форме ( эскиз проекта). Обучающимся предлагается с помощью программ “AutoCAD 2010”, “ArchiCAD-14”, “АРОС Лидер” создать проектную документацию.

Креативные методы:

  1. Метод придумывания (метод эскиза): Клаузура по заданным темам.

  1. Метод вживания. Который позволяет почувствовать атмосферу реального проектирования, ощутить себя действующим работником проектной организации..

Оргдеятельностные методы:

  1. Метод ученического планирования.

Этот метод предлагает студентам планировать свою образовательную деятельность для выполнения творческого проекта: расчет конструкций, разработка проектов производства работ, определение необходимых материалов и стоимости объекта. Обучающиеся овладевают умением анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  1. Метод самоорганизации обучения.

Умение организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем. Обучение строится на работе с первоисточниками, проектной документацией, что является основой творчества.

  1. Метод взаимообучения.

Обучающиеся работают в группах объединяющих разные специальности и выполняют функции техника - строителя (студенты – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов. Принцип работы в группах строится на определениях «Научился сам, научи друга», «Мы вместе», «Мы – команда», так как одним из условий развития творческой личности является умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Такие инновационные технологии и приёмы развивают внимание, наблюдательность, пытливость, исследовательские навыки и значительно активизируют познавательную деятельность обучающихся, мыслительную и творческую деятельность.

Используются различные приемы.

Деление студентов на микрогруппы при выполнении сложных проектных заданий. Группа разбивается на микрогруппы так, чтобы в ней были студенты разноуровневой подготовки («сильный», «слабый», и «средний»). Лидеру каждой группы предлагается организовать работу своей тройки так, чтобы все работали с максимальной отдачей и к концу, отведённого на работу времени, у всех были оформлены результаты работы. За усвоение материала работы, её осмысление отвечает вся микрогруппа и, в первую очередь, её лидер. Этот приём позволяет включить в активную работу всех студентов группы, повышает ответственность каждого за общий результат работы, помогает «слабым» активнее включиться в общую работу, не отстать от товарищей и не быть на финише последним, почувствовать себя нужным в общей работе, активизирует желание осмыслить , понять, спросить сразу о не понятном у товарищей (или у преподавателя). При этом приёме, в период практики, экономится время на выполнение всей работы, так как все задания распределены в соответствии с уровневой подготовкой каждого: кто выполняет замеры, кто расчёты, кто необходимые чертежи обмеров и др. Каждый старается выполнить своё задание как можно лучше - от этого зависит общий результат. Диффиренцированная разбивка общего задания по исполнителям, позволяет каждому студенту чувствовать себя «уважаемым», хорошо справившемся со своей работой. Приём позволяет развить товарищескую взаимопомощь, ответственность за общий результат привить навыки работы в коллективе. Выполненное практическое задание оформляет каждый по полученным общим результатам, в соответствии с образцом и указаниями главного архитектора и инженера проекта.

Применение проектирования и расчетов с использованием информационных, автоматизированных программ.

Используются программы: “AutoCAD 2010”, “ArchiCAD-14”, “АРОС Лидер” , “Гектор.АРМ. ППР”.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений:

  • развитие навыков анализа и критического мышления

  • соединение теории и практики

  • представление примеров принимаемых решений

  • демонстрация различных позиций и точек зрения

  • формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Данные технологии помогают повысить интерес студентов к изучаемому предмету, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Кроме того, студенты:

  • Получают коммуникативные навыки

  • Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

  • Изменяют мотивацию к обучению

Задачей студентов является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

Эффективность применяемых форм, методов, приёмов работы с обучающимися в данном направлении подтверждает разработанная архитектурно- строительным бюро АиС реальная проектная документация. Кроме того, студенты получают очень полезный опыт пректической деятельности в условиях работы реальной проектной организации с увлекательными заданиями и задачи по конкретным объектам.

Рекомендации по внедрению опыта.

Кейс-технологии – это не повторение за преподавателем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Поэтому применение данной технологии рекомендуется при обучении студентов укрупненной группы специальностей 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и 07.01.01 «Архитектура». Студенты могут практиковаться в решении реальных, проектных задач, и использовать новые порлученные знания в курсовом и дипломном проектировании, в реальном строительстве, например, частного жилого или офисного дома.

Также данная технология рекомендуется всем, кто хочет познакомиться с реальными проектами и попробовать себя в качестве работника архитектурной мастерской или проектного бюро.

Ресурсное обеспечение

Для кейс проектирования применяются универсальные программные продукты, которые позволяют целенаправленно использовать программы и расширить возможности образовательной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую и творческую деятельность студентов.

При проектировании используется комплекс системного и прикладного программного обеспечения (операционные системы: MS-DOS 6.22, Windows-98, Windows-XP, Microsoft Office – версий 2010 и XP) и программы обучающего характера по офисным приложениям системы Windows (MS WORD, MS Excel) и другим разделам основного пользовательского курса работы на ПК: “AutoCAD2010”, “Archicad 14. R2C”, “АРОС- W”, “Металл.Фермы”, “ГЕКТОР-АРМ. ППР”. Широко внедрено методическое обеспечение проектирования с применением программных продуктов специального назначения- Интернет- калькулятор по расчету объемов строительных работ.

Материально-технические условия реализации кейс проекта

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий

Вид занятий

Наименование оборудования, программного обеспечение

Компьютерный класс

стажировка

Персональные компьютеры, мультимедийный проектор, плоттер, принтер, сканер, экран, доска, программное обеспечение.